Самым дорогим брендом мира назван Apple
Выпуск
iPad позволил Apple сместить компанию Google с первого места в рейтинге
самых дорогостоящих мировых брендов от агентства Millward Brown.
Характерная для Apple подача своей продукции как высокотехнологичной и в
то же время имиджевой принесла компании 153 миллиарда долларов.
Головокружительный рост на 246 процентов показал бренд Facebook,
дебютировавший на 35 строке. Перемены в рейтинге затронули и Россию - из
топа "вылетел" один российский бренд ("Билайн"), зато появился другой -
Сбербанк.
Агентство Millward Brown Optimor (МВО) составляет
рейтинг самых дорогостоящих мировых брендов начиная с 2006 года. Само
агентство входит в рекламно-маркетинговую группу WPP. Информацию о
торговых марках агентство берет из крупнейшей в мире базы данных о
брендах BrandZ, которая также является частью группы. База существует
уже 13 лет - за это время ее составители провели более миллиона опросов
потребителей и получили информацию о тысячах брендов.
МВО оценивает бренды, которые представлены на рынке продажи товаров и
услуг, а не капитализацию компаний или их прибыль. Рейтинг составляется
на основе долларовой стоимости торговой марки, которая зависит от
вклада бренда в прибыль компании (общая прибыль за вычетом инвестиций и
прибылей компании от продажи товаров других марок). Кроме того,
агентство оценивает перспективы бренда и его потенциал прибыли.
Первый рейтинг, составленный Millward Brown, возглавила корпорация
Microsoft, которая в нынешнем году оказалась на 5 месте. А лидер 2011
года - бренд Apple -
тогда же появился на 29-й строчке. Со временем компания Apple
приблизилась ко второй позиции, на которой находилась в прошлом году.
Настоящий скачок бренд совершил за 2010 год, когда компания выпустила
планшетники iPad.
|
Толпа желающих купить iPad в Париже. Фото (c)AFP |
Таинственность, которой был окутан выход первого устройства, и
быстрый апгрейд iPad в соответствии с претензиями и желаниями
пользователей (iPad 2), сделали планшетный компьютер от Apple очень
популярным. Именно появление нового продукта и принесло Apple рост
стоимости бренда на 84 процента и оценку в 153,3 миллиарда долларов, а с
ней - и "золотую медаль" от MBO. При этом общая стоимость компании
Apple достигает 321,4 миллиарда долларов.
Предыдущие четыре года лидером маркетингового чарта был бренд Google -
торговая марка поисковой системы постоянно росла в цене. Однако в этом
году Google не только ушел на второй план, но и потерял часть своей
стоимости - она сократилась на 2 процента и составила 111,5 миллиарда
долларов. Общая капитализация компании Google оценивается в 172,8
миллиарда долларов.
Эксперты Millward Brown считают,
что в прошедшем году Google вкладывался в основном в долгосрочные
проекты, от которых не последовало мгновенной отдачи - например,
создание и внедрение ОС Android. Кроме того, на развитие бренда повлиял
уход с китайского рынка. Этот же шаг Google, напротив, помог подняться в
цене крупнейшему китайскому поисковику Baidu - его стоимость
увеличилась на 141 процент, составив 22,5 миллиарда долларов. Это
позволило Baidu оказаться на 29 строчке топа вместо прошлогодней 75-й
позиции.
Третье место занимает компания IBM, которая в прошлом году
находилась на второй строчке. Стоимость IBM (100,8 миллиардов), хотя и
выросла на 17 процентов, не дотянула до упавшего в цене Google чуть
больше 10 миллиардов долларов.
Рейтинг хорошо иллюстрирует быстрое развитие брендов, представленных
исключительно в Сети. Это касается не только поисковых систем: по
темпам роста рекордные показатели продемонстрировала социальная сеть Facebook,
выросшая в цене на 246 процентов. Стоимость марки, которая появилась
первый раз в рейтинге и сразу заняла 35 позицию, оценили в 19,1
миллиарда долларов. Сейчас количество аккаунтов в Facebook превышает 600
миллионов и продолжает постоянно увеличиваться.
Amazon обогнал в рейтинге сеть супермаркетов Wal-Mart: бренд
интернет-магазина растет в цене намного быстрее, чем бренд из реальной
розничной торговли. Стоимость Amazon выросла на 37 процентов и составила
37,6 миллиарда долларов. Это принесло магазину 14 место в рейтинге -
Wal-Mart занимает 15 строчку с оценкой в 37,2 миллиардов и падением
стоимости на 5 процентов.
Российские бренды занимают 2 строчки в топе. С 2008 года в рейтинге
присутствует МТС, поднявшийся за эти годы с 89 строчки до 80-й и
увеличивший капитал с 8,1 миллиарда долларов до 10,9. В этом году рост
стоимости бренда МТС эксперты Millward Brown оценили в 12 процентов.
Конкурирующий с МТС на российском рынке сотовый оператор "Билайн" в этом
году не вошел в рейтинг (в 2010 году "Билайн" занимал 92 место).
Причиной для этого послужило сокращение расходов компании на продвижение
бренда в 2009-2010 годах. Зато на сцену вышел новый игрок от России -
на 99 месте чарта появился Сбербанк. Крупнейший банк России дебютировал в
рейтинге с показателем стоимости в 8,5 миллиарда долларов.
|
Здание Сбербанка России. Фото пресс-службы банка |
Российский банк вырос в цене за счет роста чистой прибыли в 2010
году: с 24,4 миллиарда рублей в 2009 году она выросла до 181,6
миллиарда, указывают"Ведомости". Кроме того, на популярность бренда повлияли реформы, проведенные президентом банка Германом Грефом.
За 2010 год в Сбербанке изменилось многое, от оформления до нового
спектра клиентских услуг. В их число входят мобильный банк и появление
терминалов самообслуживания.
Помимо основного топа Millward Brown составляет отраслевые рейтинги. Там также появились российские бренды: "Газпром"
занял седьмое место в списке самых дорогих нефтегазовых брендов. Однако
оценка в 6,849 миллиарда долларов не дала этой марке попасть в топ-100.
"Лукойл" в отраслевой ветке оказался на 9 строчке с показателем в 5,8
миллиарда. Несмотря на небольшой результат, потенциал бренда "Лукойл"
оценен в 10 из 10 баллов благодаря расширению количества услуг, сервисов
и заправочных станций компании как в России, так и за рубежом. Кроме
"Лукойла" таким высоким потенциалом обладают Amazon, Baidu и PetroChina.
Одной из главных тенденций на рынке брендов создатели рейтинга
посчитали рост популярности торговых марок из стран БРИК: если в 2006
году топ-100 включала в себя всего один китайский бренд, то в этом году
страны сектора заняли 18 позиций. 12 из них принадлежат китайским
брендам. К этому располагает специфика развивающегося китайского рынка и
масштабы самой страны - например, банк Agricultural Bank of China
практически неизвестен за пределами Китая, однако его клиентура
превышает 320 миллионов человек. Этот банк дебютировал в рейтинге на 43
строчке.
В 2011 году повезло далеко не всем. 11 прошлогодних героев чарта
остались за его пределами, многие потеряли свои высокие позиции. Так,
экологическая катастрофа в Мексиканском заливе сильно ударила по
репутации бренда BP, который подешевел на 27 процентов (до 12,5
миллиарда долларов) и сменил 34 строчку рейтинга на 64-ю.
Общая стоимость 100 самых дорогих брендов в 2011 году выросла на 17
процентов, составив 2,4 триллиона долларов. Это на 500 миллиардов
превышает совокупную стоимость брендов в докризисном 2008 году.
|